Фотосъёмка с дым-машиной: лайфхаки и техника

12 февр. 2025

905

0

0

0

Дым-машина, она же генератор тумана — интересный инструмент, который помогает сделать фотографии более стильными и разнообразными. В том числе, используя её, можно добиться трендового кинематографического эффекта. О том, как работать с дым-машиной и как ставить свет, чтобы дым сделал снимки лучше, а не хуже, читайте в этом материале.

Эффекты, которых можно добиться, используя дым-машину / Фото: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Оборудование для съёмки с дым-машиной
Как ставить свет для фотосессии с дым-машиной
Лучи и клубы дыма: как получать разные эффекты

Оборудование для съёмки с дым-машиной

В первую очередь понадобится собственно сама дым-машина (иногда такую аппаратуру ещё называют «генератором тумана», что по сути правильно). Это парогенератор, который заправляется специальным составом на основе глицерина. При нагреве эта смесь превращается в пар, который дым-машина струёй выпускает в этот мир.

Имейте в виду, что дым довольно влажный — по сути, это пар, а не дым. И если активно добавлять его в кадр, где-то через полчаса в помещении станет влажно, жарко и душно. Если, например, у модели не водостойкий макияж или сложная причёска, студию стоит проветривать раз в 15-20 минут. Рассеивается искусственный туман не то чтобы быстро, поэтому если у вас есть планы сделать часть съёмки без него, лучше с этого начать.

Кстати, для съёмки с дым-машиной очень неплохо иметь в арсенале оборудования ещё и студийный вентилятор. Он позволяет быстрее разогнать дым или направить его в нужном направлении.

Также для того, чтобы получить удачный свет, потребуется 2-3 источника: постоянных или импульсных. И ещё хорошо бы иметь подставку или табуретку для дым-машины — иногда туман хочется добавить не на уровне земли, а повыше. Или другой удобный вариант — работать с ассистентом.

Как ставить свет для фотосессии с дым-машиной

Важно отдавать себе отчёт, что дым создаёт атмосферу, изменяет поведение света, помогает разделить передний и задний план в пределах одного кадра. 

Работать с современными дым-машинами относительно несложно. В комплекте к каждому парогенератору обычно идёт пульт дистанционного управления. Его просто нужно держать в руке во время съёмки и в нужный момент нажимать на кнопку, которая активирует дым машину.

Правило номер 1 при съёмке с дым-машиной: дым запускаем сзади за спину модели. Если он окажется между камерой и моделью, можно будет снимать только сюжет про белый шум или про утренний туман. Дым очень хорошо отражает свет, поэтому если он будет на переднем плане, он будет главным героем кадра.

Если очень постараться, в подобном сюжете можно найти глубокий смысл. Но если совсем честно, это один из первых пробных кадров, в котором дым-машину неудачно поставили / Фото: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Правило номер 2: дыму нужен свой собственный источник света (отдельный от того, который будет светить на модель), поэтому чаще всего используются два источника. Дым хорошо смотрится, если засвечивать его контровым светом или направлять поток сбоку.

Первая схема — с одним источником света — подойдёт, если вы хотите снимать силуэты в дыму, не прорабатывая объёмы на лице модели. Можно работать и с импульсами, и с постоянниками — всё равно. С постоянниками удобнее в том плане, что сразу видишь, как будет выглядеть свет в кадре, и можно при желании подснять ещё и видео. С дымом получается очень эффектно. С другой стороны, постоянники обычно менее мощные и могут потребовать более высоких значений ISO.

Итак, первая схема. Берём источник (лучше всего в каком-нибудь узком модификаторе — подойдёт тубус или рефлектор со шторками), ставим его позади модели. Можно делать строго контровый свет, можно — под углом 45 градусов. И лучше всего направлять свет сверху — тоже под углом где-то 45 градусов.

Слева свет летит сбоку одновременно подсвечивая и модель, и дым. Справа вариант с жёстким контровиком, спрятанным за моделью / Фото: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Что точно не стоит пытаться сделать — засветить всю сцену спереди одним большим октобоксом. Будет получаться невнятная плоская каша вместо красивого кинематографичного эффекта, ради которого всё затевается.

Второй вариант — также используем любой из вариантов бокового или контрового света на дым и добавляем к нему рисующий на лицо модели. Важно использовать насадку, которая не слишком рассеивает свет. Чайнобоул или большой октобокс здесь точно не подойдут — зальют светом всю сцену, сделав картинку плоской. Нужна, например, портретная тарелка с сотами.

И ещё один важный технический момент: если вы включаете дым-машину несколько раз подряд за 10 минут, пар будет наполнять помещение. Даже если вы глазами уже не видите его клубов в кадре, он всё равно есть. И всё равно будет влиять на то, как распространяется свет. Маленькие частички воды в воздухе работают как зеркала. И чем больше этой взвеси, тем более мягким рассеянным будет становиться свет.

Если хочется более резкого света, нужно давать помещению немного проветриться. Кстати, в этом очень помогает вентилятор.

Лучи и клубы дыма: как получать разные эффекты

Есть два красивых эффекта, которые можно получить при помощи дым-машины: клубы дыма и лучи. Клубы дыма получать относительно несложно. Ставим любой из вариантов с контровым светом, чтобы дым был хорошо заметен, запускаем дым-машину и делаем несколько кадров именно в момент, когда она работает. Хорошо очерченные клубы быстро рассеиваются.

Если хочется именно получить внятные клубы, избегаем длинных выдержек, ставим не длиннее 1/250 (на телеобъективы можно ещё короче), чтобы как следует заморозить движение клубов дыма.

Очерченные клубы дыма во время работы дым-машины (на картинке слева внизу можно заметить струю пара / Фото: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

При желании можно добавить ещё цветные фильтры, чтобы подкрасить дым и сделать его цветным.

Второй эффект — лучи света. Он очень красиво выглядит в кадре, но с ним всё немножко похитрее.

Чтобы получить лучи, нужно, чтобы они были. Чтобы свет вашего контрового или бокового источника пролетал через какое-то препятствие, которое создаёт тени и делит его на отдельные лучи. Удобнее всего использовать для этого маски гобо. Это трафареты, которые устанавливаются непосредственно на источник света и изменяют его форму. Подробно о том, как работать с гобо, мы писали в этом материале.

Например, на этих картинках используется трафарет, изображающий окно с крестовиной. На фото справа видно, как выглядит проекция этой маски на полу. Тёмная полоска в центре луча — как раз «рама» этого окна / Фото: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Без масок гобо тени тоже можно получить, поставив перед источником света цветок, какой-нибудь стул или даже просто свою модель.

Пролетая сквозь волосы и между пальцами, свет даёт выразительные лучи / Фото: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Второй важный момент, который нужно учитывать, если вы хотите получить именно лучи: лучше всего они получаются, когда клубы дыма уже немного рассеялись. Для лучей нужно равномерное заполнение, а не выраженные клубы. Посмотрите на две картинки ниже.

Первый кадр снят в момент, когда дым-машина ещё работает, второй — спустя 2-3 минуты / Фото: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

На втором лучи более очерченные и геометричные, потому что дым уже успел хорошо рассеяться. И, кстати, обратите внимание, как в целом картинка стала светлее (параметры здесь использованы одинаковые и обработка одинаковая). Но на правом снимке у модели угадывается лицо и волосы, на левом — сплошное чёрное пятно. Дым рассеялся и дал стал сильнее переотражать свет.

12 февр. 2025

905

0

0

0

Самые новые

Самые читаемые