Флетлей — это натюрморт, лежащий на столе или другой плоской поверхности, снятый сверху под углом в 90 градусов. Такие снимки распространены в предметной и фуд фотографии, часто используются для оформления соцсетей, вёрстки сайтов и создания рекламной полиграфии. О том, как снять флетлей на смартфон и более продвинутую технику и как сделать кадры красивыми и интересными, рассказываем в этой статье.

Одно время флетлеями были забиты все соцсети, существовали даже блогеры, которые занимались исключительно съёмкой таких натюрмортов, разрабатывали и продавали курсы по фотографированию правильного флетлей. И как всегда бывает с явлениями, которые вдруг становятся очень популярными, в один день флетлей всем надоел.
Таких картинок стало слишком много, и если в начале своей популярности флетлеи вызывали у зрителя интерес как что-то необычное, то через несколько лет они стали восприниматься как банальность. Как картинка со счастливо улыбающейся семьёй из рекламы майонеза.
Как снимать флетлей со штативом и без штатива
Съёмка со штативом
Удалённый доступ к камере
Удачные настройки для съёмки флетлея
Принципы построения композиции и идеи для флетлеев
Самая большая ошибка при съёмке флетлей-натюрморта
Выбор фона для съёмки флетлея
Компоновка, правило третей и соразмерность предметов
Идеи для создания красивых кадров
Однако, если отвлечься истории флетлея как тренда и вернуться к флетлею как ракурсу, он по-прежнему интересен и используется. Потому что:
- нужен только один фон. Для классического «стоячего» натюрморта нужно продумывать и тот фон, на котором стоят предметы, и тот, который видно в кадре за ними.
- прост в реализации (можно снимать и на смартфон).
- даёт разнообразие при съёмке большого количества предметки. Если, конечно, не делать из профиля «кладбище флетлеев».
- правильно снятый флетлей довольно универсален. Такие картинки хорошо подходят для создания мокапов и нанесения надписей, что удобно для создания рекламы и вёрстки сайтов и полиграфии.
Как снимать флетлей со штативом и без штатива
Флетлеи можно снимать без штатива, просто держа камеру или телефон в руках над натюрмортом. Однако этот вариант подойдёт для опытных людей, которые могут с ходу составить композицию в голове, потом её за раз снять. Если вам проще сначала разложить основные предметы, потом докручивать общую композицию, перекладывая и поправляя мелочи, проще работать со штативом. Потому что полностью повторять угол наклона и положение камеры от кадра к кадру практически невозможно.
Кроме того, без штатива могут возникнуть проблемы со смазами из-за слишком длинной выдержки. Особенно если в помещении, где вы снимаете, темновато.

Съёмка со штативом
Гораздо удобнее создавать картинки с таким ракурсом при помощи штатива. Это позволит использовать более длинные выдержки и дорабатывать композицию в кадре столько, сколько необходимо.
Подойдёт не любой штатив. Нам нужна будет модель, в которой штангу можно вытащить и перевернуть на 90 или 180 градусов. Как правило, она есть у более дорогих и продвинутых моделей, например, Manfrotto MKBFRA4GTXP-BH Befree GT XPRO.

Можно найти более бюджетные варианты. Например, Vanguard Vesta TB204AB. У него штангу можно перевернуть вверх ногами, что тоже позволит снимать под углом в 90 градусов.

В ещё более бюджетном варианте штатив можно заменить, например, на струбцину. Такой вариант подойдёт в том случае, если вы снимаете, например, над кухонным столом, а над ним сверху висит полка. Крепим струбцину на полку, а смартфон или камеру на струбцину — и вуаля. Такой подход позволит неплохо сэкономить.
Следите только за тем, чтобы струбцина была способна выдержать вес вашей аппаратуры. В противном случае можно уронить и повредить камеру. Если вы снимаете на телефон — вполне рабочий вариант.
Удалённый доступ к камере
Ещё один приём, который позволит сделать работу над натюрмортом более удобной — удалённый доступ к камере через Wi-Fi. Такая возможность есть у большинства свежих беззеркалок и у многих зеркалок. Для съёмки через Wi-Fi потребуются смартфон и специальное приложение. У каждой системы камер оно своё:
- у Nikon — SnapBridge;
- у Canon — Canon Camera Connect;
- у Fujifilm — Camera Remote;
- у Olympus — OLYMPUS Image Share;
- у Sony — Imaging Edge Mobile;
- у Panasonic — LUMIX Sync.
Такой подход позволяет постоянно видеть кадр, если камера на штативе стоит, например, высоко и каждый раз к ней тянуться неудобно.
Удачные настройки для съёмки флетлея
В принципе настройки камеры для съёмки флетлеев мало чем отличаются от настроек для любого натюрморта. Пробежимся по ним кратко:
- ISO — 200 или 400 (минимальное, в зависимости от камеры), чтобы избежать шумов;
- диафрагму лучше всего прикрыть до значений от 4 до 8 и следить за тем, чтобы предметы полностью были резкими. При съёмке раскладок нет смысла в открытой диафрагме, поскольку не нужно уводить фон в размытие;
- Выдержка может быть любой длины. Можно позволить камере выбирать её автоматически. Если снимаете со штатива, длинная выдержка вам не повредит, если с рук — выбирайте выдержку исходя из того, какую вы способны не размазывать. Подробнее о том, как выбрать выдержку при съёмке с рук, читайте в этой статье.
Ещё одна важная вещь, на которую стоит обратить внимание, это фокусное расстояние. Флетлеи лучше не снимать на широкий угол. Он будет давать искажения в вертикалях более-менее высоких предметов, что не очень красиво.

Если снимаете на камеру, не берите широкоугольные объективы, а фокусное расстояние зум-объектива устанавливайте в районе 50 мм. Если снимаете на смартфон, используйте двукратный зум.
Принципы построения композиции и идеи для флетлеев
Самая большая ошибка при съёмке флетлей-натюрморта
Самая противная ошибка, которую можно совершить при съёмке флетлея — это чуточку кривой угол. Причём именно чуточку. Если вы снимаете натюрморт сбоку или сверху под углом 45 градусов — это ок. А вот если пытались снять именно чистокровный флетлей, но чуть-чуть недовернули камеру (получилось градусов 80), это брак, это будет заметно.
Кто-то, конечно, может возразить, что в тренде естественность, а значит, ничего страшного. Печаль в том, что такой мелкий недовёрнутый угол дает впечатление не лёгкой небрежности и естественности, а визуальной грязи. Как если снимаешь портрет красивой девушки, а в руках у неё целофановый пакет из ближайшего супермаркета.
Причём если пакет хотя бы видно, то в случае с кривоватым углом у зрителя будет ощущение, что «что-то здесь не так», что картинка «какая-то некачественная». А почему именно это ощущение возникает, сказать будет сложно.

Выбор фона для съёмки флетлея
Для начала нужно выбрать фон для будущего натюрморта. Лучше всего выбирать минималистичные варианты: чем более фактурный будет фон, тем больше он участвует непосредственно в компоновке изображения. И чем более он простой, тем больше даёт пространства для маневра.
Варианты фонов для съёмки можно найти у себя дома: белые простыни, деревянные столы, полы нейтрального цвета и мраморные столешницы — всё это подойдёт. Крафт-бумага или цветная бумага из магазина канцтоваров — тоже хороший бюджетный вариант. Есть и специальные фотофоны для предметной съёмки. Их можно заказать в интернет-магазинах.

Компоновка, правило третей и соразмерность предметов
Любая раскладка начинается с главного объекта, ради которого всё затевается. Такой объект может быть один, их может быть несколько. Если их в кадре нет, будет не красивая композиция, а хаос. Так что в первую очередь выбираем главный предмет или предметы.

Далее находим для главного предмета подходящее место. Одно из фундаментальных правил для подготовки раскладки — правило третей. Его суть такова: если мысленно разделить кадр на трети по вертикали и горизонтали, важные предметы стоит класть на пересечение этих линий. Это работает, поскольку внимание зрителя концентрируется именно на этих точках.

Далее добавляем второстепенный реквизит. Стоит выбирать предметы, которые вписываются в историю, добавляя контекст к главному объекту, но не оттягивают от него внимания. В натюрморте с камерой это может быть моток плёнки, очки и часы, в натюрморте с едой — ложки, специи и полотенца. Распологаем мелкий реквизит так, чтобы кадр выглядел уравновешенным и не перегруженным. Есть несколько базовых классических компоновок для флетлея.
Например, широко распространена композиция в форме буквы C (предметы располагаются по полукругу, в центре которого в перспективе можно разместить надпись или логотип).

Существует также композиция в форме буквы S, в которой предметы располагаются таким образом:

Важно также следить за соразмерностью объектов в кадре: класть в один кадр большую сумку и крохотные серьги — не лучшая идея. Серьги в таком кадре просто потеряются.

Идеи для создания красивых кадров
Ритм и паттерны. Классический флетлей строится вокруг того, что есть главный предмет и несколько второстепенных. Но это правило можно смело нарушать и создавать снимки с большим количеством одинаковых предметов.

Заполненность кадра и минимализм. Снимок может быть как сильно наполненным предметами, так и практически пустым. В принципе имеет право на жизнь даже композиция с одним-единственным предметом на однотонном фоне. Всё зависит от вашего видения и цели. Здесь — полный простор для экспериментов.

Насыщенные и неоновые цвета. Яркие цвета — тренд последних нескольких сезонов. Просочился он и в предметную фотографию.

Игра света и теней. Тени добавляют флетлеям объёма, а если использовать в кадре стеклянные предметы и боковой свет, можно добиться ещё более интересного эффекта.
