Портрет — один из самых разнообразных жанров фотографии. Один из главных способов сделать портрет цепляющим глаз и запоминающимся — запечатлеть на фото эмоции модели. Такие всегда будут лучше притягивать взгляд зрителя, чем те, где человек сидит в напряжённой позе с выражением лица, как на паспорт. О том, как вызвать у человека эмоции и как поймать их, читайте в нашем материале.

Используйте максимально простой фон для эмоциональных портретов
Выбирайте простые схемы света для эмоционального портрета
Как подготовить модель к съёмке эмоционального портрета
Как снимать эмоции при портретной съёмке
Как провоцировать эмоции
Используйте максимально простой фон для эмоциональных портретов
Если вся съёмка планируется вокруг портретов человека и его эмоций, лучше всего использовать максимально простой фон. Это тот самый случай, когда ничего лучше, чем пустая студия со сменными фонами, вы точно не найдёте. В интерьерной и вас, и модель может что-то отвлекать. Более того, нагруженная композиция будет отвлекать и зрителя, сконцентрироваться на эмоциях модели будет сложнее.
Так что смело выбирайте однотонный бумажный фон любого не слишком агрессивного цвета. Например, хорошо подойдут белый, серый, чёрный, коричневый. Красный, розовый, жёлтый, ярко-зелёный будут оттягивать на себя много внимания и создавать одно конкретное настроение кадрам.
Для съёмки понадобится удобный стул или табурет. Стоя посреди пустого пространства расслабиться сложно. Со стулом — проще.

Выбирайте простые схемы света для эмоционального портрета
В вопросе света также стоит стремиться к минимализму. Не только из соображений «чтобы не отвлекало», но и потому, что при съёмке эмоций человек может двигаться: наклоняться вперёд, облокачиваться на стул, вертеться в разные стороны. И суть именно в том, чтобы ловить его во все эти моменты, а не старательно сажать в нужную позу и постоянно следить, чтобы он не выскочил из света.
Поэтому желательно, чтобы свет был максимально терпим ко всем этим движениям. Проблема сложных схем света как раз в том, что в таком свете ещё нужно уметь сидеть. А если человек двигается — приходится постоянно что-то поправлять и переставлять.
Так что выбираем максимально простые схемы. Один из универсальных вариантов: один источник света, который стоит по диагонали к модели. При использовании этой схемы важно следить за высотой источника света: он должен быть чуть выше головы модели, чтобы не рисовать ей синяки под глазами.
И ещё один важный момент: при работе с фоном желательно ставить модель настолько далеко от фона, насколько это возможно, чтобы рисующий свет не слишком засвечивал фон.

Можно добавить контровой свет, который будет создавать красивый световой контур на волосах. Не ставьте контровик прямо за спину модели — замучаетесь постоянно поправлять, чтобы не лез в кадр.
Вместо контрового света можно также использовать второй, как заполняющий — в том случае, если хочется получить более мягкий бестеневой рисунок. Или второй источник можно назначить фоновым, чтобы получить за моделью световое пятно. Это может быть полезно, если, например, вы снимаете человека в чёрном на тёмном и хочется, чтобы фигура выделялась на фоне.

Как подготовить модель к съёмке эмоционального портрета
Свет, фон и одежда — важные составляющие съёмки, но не главные. Если вы собираетесь ловить эмоции, главное для вас — работа с моделью. Человека нужно расслабить и вовремя спровоцировать на эмоции.
Есть несколько приёмов, которые помогут расслабить модель.
Попросите человека перед съёмкой составить плейлист любимой музыки. Такая подготовка полезна и для модели (пока подбирает музыку, настроится на съёмку), и для фотографа (лучше понимаешь, что за человек перед тобой), и для общей атмосферы. С музыкой вообще лучше, чем без неё. Если модель не принесла свою подборку, включите радио.
Старайтесь поддерживать разговор, ищите общие точки: это могут быть путешествия, дети, животные, работа, погода, городский события, планы на отпуск.
Не критикуйте человека и не показывайте недовольства, даже если первые 20 минут съёмки он сидит на табуретке в одной позе с совершенно неподвижным лицом. Не всем легко расслабиться, особенно на чистых портретных съёмках.
Захватите какой-то реквизит. Даже если снимки с ним не пойдут в финальную серию, в первые 20 минут человеку будет проще расслабиться, когда есть с чем взаимодействовать. Это могут быть простые предметы типа книги, яблока или цветка. А может быть что-то необычное.

Если человек просит показать, как он получается, покажите. Но лучше не давайте приближать снимки и рассматривать мелкие детали. Будет глупо, если девушка всю съёмку будет без настроения из-за того, что у неё выскочил прыщ на подбородке. Тем более, что этот прыщ вы на ретуши уберёте, а вот напряжённое лицо уже никуда не денется.
Рассказывайте о том, что происходит: если вы переставляете свет, в процессе расскажите, зачем это, поправляете позу или фон — объясните. Расскажите, как делаете отбор (сами или позволяете модели участвовать), как делаете ретушь. Что обязательно замажете тот самый прыщик или другие недостатки, которые могут беспокоить.

Следите за собой и своим эмоциональным состоянием. Если вы напряжены, как струна, расслабить модель у вас, скорее всего, не получится. Заранее подумайте, что помогает вам настроиться на съёмку и чувствовать себя спокойным и уверенным.

Как снимать эмоции при портретной съёмке
Предположим, все пришли в студию, выставили свет, начали съёмку, модель более-менее расслабилась, но всё равно позирует с плюс-минус одним и тем же выражением лица. Часто — с тем самым, с которым она привыкла делать селфи.
Эмоции можно провоцировать. Всё, о чём мы говорили выше — скорее общие рекомендации, которые будут полезны при съёмке любого не слишком опытного человека. Они позволяют расслабить модель и найти с ней контакт, что важно для съёмки эмоционального портрета.
Что касается именно того, как вызвать эмоции, есть несколько специальных приёмов, которыми в частности пользуются актёры кино. Кое-что у них можем перенять и мы.
Главное, что нужно помнить: любую эмоцию проще почувствовать, чем изобразить. Попытки «сделать счастливое лицо» в лучшем случае будут выглядеть наигранно и неискренне.

Как провоцировать эмоции
Придумайте и соберите перечень дежурных шуток и тем для разговоров. Например, часто очень легко вызвать эмоцию фразой «а теперь сделайте суровое лицо». После неё, как правило, все смеются и начинают весело кривляться.
Хорошо работает такое упражнение: представить что-то или подумать о чём-то. Хотите нахмуренных бровей и горящего праведным гневом взгляда — просите представить себе, например, голос начальника, который требует выйти на работу в субботу. Нужно расслабленное мечтательное выражение? Думаем об отпуске, любимой еде, приятных людях.
Лучше всего давать максимально конкретные задачи в таком духе: «Представьте, вам принесли вашу любимую пиццу. Какая у неё начинка? Есть там маринованные огурцы?». Или: «Представьте, вы покупаете машину. Какой у неё салон? Какого цвета чехлы на креслах?».

Есть олдскульные переходящие из рук в руки приёмы типа «попросить модель объяснить, как устроена бензопила» (скорее всего, будет жестикуляция) или «мысленно умножить 13 на 8» (скорее всего, будет растерянный или задумчивый вид). Но лучшие приёмы обычно идут от человека.
Следите на съёмках, на какие слова и фразы люди реагируют: что вызывает у них улыбку, что серьёзный вид. У кого-то это будет смешная история про кота, который под краном лапы моет, у кого-то какое-то специфическое профессиональное словечко. Бывают люди, которых смешит слово «фишай».
Делайте паузы. Любой человек устаёт от постоянно направленной на него камеры. Так что 20 минут поснимались, пару минут передохнули. Ещё двадцать минут поснимались.
И самое главное. Во время этих пауз камеру не выключать, бдительности не терять! Чаще всего самые искренние эмоции можно поймать именно в этих перерывах. Человек расслабляется и начинает по-настоящему улыбаться. Или по-настоящему задумываться. Иногда работает такой фокус: сажаешь человека в какую-то объективно неудобную позу. Делаешь один-два кадра, потом говоришь, что отлично, снято. В эти моменты можно поймать отличные эмоции.
Если охотитесь за улыбкой и смехом, держите ещё один лайфхак. Человек всегда смеётся своим шуткам. Попросите модель рассказать забавную историю про коллег или домашнего питомца и держите фотоаппарат наготове.

Следуйте за человеком. Если модель хохотушка, не стоит мучать её, пытаясь сделать задумчивой. И наоборот, если человек мало улыбается, не обязательно устраивать получасовой стендап ради одного снимка.