• Статьи
  • Эффект движения: как сделать на съёмке или постобработке

Эффект движения: как сделать на съёмке или постобработке

31 мар. 2025

149

0

0

0

Эффект движения передаëт динамику и энергию в кадре. Его получают как на этапе фотосъёмки, так и во время ретуши в Фотошопе.

Подробно рассказываем про семь методов, которые создают эффект движения в кадре, а также делимся советами и правильными настройками техники. 

Эффект движения на снимке — результат техники, которая называется «панорамирование» / Фото: unsplash.com

Как сделать эффект движения на съёмке — 3 способа

Эффект движения во время фотосессии создают с помощью правильных настроек камеры, техники съёмки и, иногда, дополнительного оборудования.

Панорамирование

Термин «панорамирование» или panning произошло от слова panorama, которое обозначало широкий обзор сцены. В кинематографе так называют движение камеры по горизонтали, которое позволяет охватить сцену или следить за объектом. Ещё один вариант названия — съёмка с проводкой.

Панорамирование пришло из кино, но отлично адаптировалась в фотографии для создания эффекта движения. Суть его в том, что объект остаётся резким, а фон размытым. Получается иллюзия скорости, когда объект выделяется на размытом фоне. При этом процесс съёмки напоминает движение камеры при создании панорамы — плавное перемещение по горизонтали / Фото: unsplash.com

Для панорамирования нужен объектив с фокусным расстоянием от 50 до 200 мм, чтобы было удобнее следить за объектом. Например, Canon EF 70-300mm, Fujifilm XF 90mm, Nikon 50mm f/1.8G, Sony FE 70-200mm, Canon RF 85mm

Хорошо, если будет штатив или монопод для стабилизации. Штатив полезен при панорамировании, если у него есть горизонтальная головка, позволяющая плавно двигать камеру в одном направлении. Это снижает дрожание рук и делает движение плавным. Монопод ещё удобнее, так как он позволяет держать камеру устойчиво, но при этом свободно двигать её в горизонтальной плоскости.

Настройки:

  • выдержка: 1/30 — 1/125 секунды. Зависит от скорости объекта. Чем быстрее объект, тем короче выдержка: 1/60 для бегуна, 1/125 для автомобиля;
  • диафрагма: f/8 — f/16;
  • ISO 100–400, чтобы избежать шумов;
  • фокус: следящий.

Как снимать:

  • Встаньте параллельно траектории движения объекта.
  • Полностью сосредоточьтесь на объекте, удерживайте его в центре кадра.
  • Плавно следите камерой за движением, одновременно нажимая на кнопку спуска.
  • Продолжайте движение камеры после нажатия спуска, чтобы избежать остановки.

Старайтесь выбирать объекты с контрастными цветами, чтобы они выделялись на фоне — так камере проще поймать объект в фокус и следить за ним. 

Длинная выдержка

Статичные объекты остаются резкими, а движущиеся размываются. Отлично передаёт атмосферу повседневной суеты, насыщенной делами городской жизни и движения времени.

Длинная выдержка поможет сделать необычный эффектный кадр даже на репортажке / Фото: unsplash.com

Оборудование:

штатив, чтобы камера не дрожала, а фото получились резкими;
пульт дистанционного спуска или таймер;
ND-фильтр, если снимаете при ярком свете, чтобы уменьшить экспозицию на длинной выдержке.


Читайте также:
ND-фильтр: зачем нужен и как его выбрать


Выдержка может доходить до нескольких секунд — зависит от интенсивности движения, надо пробовать и подбирать самому. Диафрагму лучше поставить от f/11 до f/22, чтобы фон был чëткий, а кадр не пересветился.

Как снимать:

  • Закрепите камеру на штативе.
  • Выберите неподвижный объект для фокуса.
  • Выставьте длительную выдержку — начните с 1 секунды и увеличивайте при необходимости.
  • Используйте пульт или задержку спуска затвора на 2 секунды, чтобы камера точно не дëрнулась. 

Множественная экспозиция

Мультиэкспозиция — это когда объединяют несколько кадров одного объекта в движении в один снимок. Подойдëт для креативных фотосессий.

Главное, чтобы камера умела снимать в режиме множественной экспозиции. Ещë может пригодиться штатив, чтобы избежать смещения фона / Фото: canon.com

Мультиэкспозиция есть почти у всех камер, кроме Sony. Например, Nikon Z7 II, Canon EOS R6 Mark II, Fujifilm GFX 50S II, Nikon Z6 II, Fujifilm X100T.

Выдержку стоит поставить от 1/15 до 1/30 секунды. Диафрагму: f/8 — f/16, чтобы фон был чётким. 

Как снимать:

  • Выберите неподвижный фон.
  • Попросите модель двигаться плавно или используйте в качестве объекта съёмки движущийся объект.
  • Снимите серию кадров в режиме множественной экспозиции.

Совет: если у камеры нет множественной экспозиции, фотографируйте в режиме серийной съёмки и объединяйте в Photoshop. Этот способ идеально подходит для съёмки танцоров или спортсменов, так как создаëт ощущение ритма и повторения.

Эффект движения на постобработке в Photoshop — 4 способа

Размытие в движении (Motion Blur)

1. Откройте фото в Photoshop.

2. Дублируйте слой клавишами Ctrl+J.

3. Зайдите в Фильтр / Filter - Размытие / Blur - Размытие в движении / Motion Blur.

4. Установите угол и степень размытия.

5. Примените маску слоя и сотрите чëрной кистью эффект размытия там, где он мешает. Например, на лице.

Благодаря маске размыт развевающийся рукав платья и рука в движении / Иллюстрация: Елизавета Чечевица

Имитация панорамирования

  • Скопируйте слой.
  • Замаскируйте объект — добавьте к верхнему слою маску, инвертируйте и  пройдитесь по объекту белой кистью. 
Как вариант, на рабочей панели нажмите «выделить объект», а после кликните на значок маски / Иллюстрация: Елизавета Чечевица

3. Спуститесь на слой ниже.

4. Примените Размытие в движении / Motion Blur к фону.

Используйте, если не удалось сделать панорамирование на съёмке.

Путь размытия (Path Blur) 

Этот инструмент позволяет задавать направление и интенсивность размытия в соответствии с движением объекта.

Используйте метод, когда объект движется не по прямой, а по сложной траектории, и когда нужно добиться более естественного эффекта движения, а не просто размытия в одном направлении.

1. Откройте фото в Photoshop.

2. Перейдите в Фильтр / Filter - Галерея размытия / Blur Gallery - Путь размытия / Path Blur.

На изображении появится линия размытия — это путь, по которому будет «двигаться» эффект / Иллюстрация: Елизавета Чечевица

3. Потяните за точки, чтобы задать нужное направление движения.

4. В правой панели настройте Скорость размытия / Speed. Если нужно, добавьте несколько траекторий для более сложного эффекта, как на скриншоте.

Если нужно, используйте маску слоя, чтобы скрыть размытие на ненужных участках / Иллюстрация: Елизавета Чечевица

Метод множественных копий с размытием

Суть в том, что вы создаëте несколько копий движущегося объекта с постепенным увеличением размытия и уменьшением непрозрачности, чтобы имитировать шлейф движения.

Пошаговая инструкция:

1. Откройте фотографию с движущимся объектом, которому хотите добавить эффект движения.

2. Выделите объект: используйте инструмент Быстрое выделение / Quick Selection Tool или Выделение объекта или кнопку «выделить объект», как в шаге 2 блока «Имитация панорамирования».

3. Создайте копии объекта: скопируйте выделенный объект на новый слой, нажав Ctrl+J или Cmd+J на Mac. Для примера мы сделали 3 копии модели. Каждая копия появилась на отдельном слое.

4. Примените размытие: выберите первую копию объекта и перейдите в меню Фильтр / Filter - Размытие / Blur - Размытие в движении / Motion Blur. 

Установите угол размытия в направлении движения объекта и настройте силу размытия. В примере нижняя копия будет самой размытой — радиус 400 пикселей / Иллюстрация: Елизавета Чечевица

5. Настройка непрозрачности: уменьшите Непрозрачность / Opacity каждого последующего слоя с копией объекта, чтобы создать эффект постепенного исчезновения шлейфа. Например, первая копия — 60%, вторая — 20%, третья — 10% и так далее.

На примере вторую копию размыли с радиусом 200. Непрозрачность слоя понизили до 60 процентов / Иллюстрация: Елизавета Чечевица

Вы получите изображение с реалистичным эффектом движения, где позади объекта тянется полупрозрачный шлейф, передающий динамику сцены.

6. Финальная доработка: при необходимости используйте инструмент Кисть / Brush с мягкими краями, чтобы аккуратно удалить нежелательные части шлейфа и сделать переходы более плавными.

Последнюю копию размыли на 50 пикселей, а непрозрачность слоя поставили 10 процентов. Кистью на маске стёрли часть размытия с лица / Иллюстрация: Елизавета Чечевица

Важно: следите, чтобы положение копий объекта соответствовало траектории его движения. Если объект движется слева направо, копии должны быть смещены в этом же направлении.

31 мар. 2025

149

0

0

0

Самые новые

Самые читаемые