Двойная экспозиция: что это, как сделать

19 июня 2024

708

0

0

0

Двойная экспозиция или мультиэкспозиция — это творческий приём, пришедший из плёночной фотографии. Он позволяет добавить нотку сюрреализма в самые простые сюжеты и создавать уникальные по смыслам кадры. Подробнее о том, что такое мультиэкспозиция и как снимать фото с двойной экспозицией, читайте в этом материале.

Двойная экспозиция, снятая с разницей в год / Фото: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Что такое двойная экспозиция или мультиэкспозиция
Плёночная мультиэкспозиция
Цифровая двойная экспозиция
Эффект двойной экспозиции в Adobe Photoshop

Что такое двойная экспозиция или мультиэкспозиция

Двойная экспозиция — это когда плёнку снимают один раз, перематывают, но не проявляют, и потом снимают ещё раз. Прямо поверх уже снятых кадров. В результате фотографии смешиваются, сплетаются, образуя порой новые, совершенно неожиданные даже для самого фотографа смыслы. Иногда получается очень классно, иногда — невнятное нечто.

Некоторая непредсказуемость результата — часть игры, в которой во многом и заключён смыл мультиэкспозиции / Фото: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Результат съёмки с применением мультиэкспозиции часто похож на коллаж или на съёмку отражений в нескольких зеркалах. Ещё иногда про такие снимки говорят: «словно отражение в стекле в солнечный день».

Изначально двойная экспозиция — плёночный приём, но её можно легко имитировать, используя цифровую камеру или графический редактор. Обо всём по порядку.

Плёночная мультиэкспозиция

Есть два подхода к двойной плёночной мультиэкспозиции: снимать плёнку два раза целиком или снимать кадр в кадр. Первый способ считается более «чистокровным», более олдскульным и правильным. Но тут, конечно, всё зависит от результата, который вы хотите получить.

Как мы действуем, если снимаем плёнку дважды целиком. Заряжаем плёнку, отснимаем её. Например, делаем портреты десятка людей. Затем сматываем плёнку, идём в тёмную комнату (обязательно, иначе всё засветим, и да — в совсем тёмную, даже красный фонарь зажигать нельзя, не макнутая в проявитель плёнка и красного света боится), вытягиваем кончик плёнки и заряжаем её обратно.

Самый сложный и противный момент — выловить в темноте кончик плёнки из катушки. Можно пытаться вовремя остановить перемотку, чтобы кончик не ушёл в катушку целиком, можно ковырять ножом. А можно купить экстрактор — это специальный инструмент, который помогает вытягивать хвост плёнки.

И идём снимаем плёнку второй раз — например, фиксируем виды города или какие-нибудь интересные текстуры. Проявляем и получаем такие весёлые картинки.

Портреты, город и овощи на осенней ярмарке / Фото: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Эти две картинки — удачная выборка из нескольких плёнок. Часто при съёмке такой мультиэкспозиции много невнятного и откровенного брака, потому что процесс слабо контролируемся. Но в этом есть своя прелесть: элемент игры и случайности.

В плёночном сообществе есть даже практика, когда фотографы меняются плёнками, создавая совместную мультиэкспозицию: снимают каждый свою и передают другому человеку. Это делает результат совсем случайным и ещё более интересным и неожиданным — если переснимаешь свою плёнку, по крайней мере знаешь, что там на ней.

Мультиэкспозиция «кадр в кадр» более предсказуема и управляема. Её суть в том, что ты снимаешь один кадр, не перематываешь плёнку, снимаешь ещё один и только потом перематываешь. И возиться с хвостом плёнки в тёмной комнате не надо. Таким образом можно получить, например, подобные снимки:

Сюрреалистичный снимок семейной пары на плёнку / Фото: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Получить подобную картинку, переснимая плёнку целиком, несколько сложнее — нужно высчитывать, на каком кадре был портрет первого человека, чтобы снять в тот же кадр портрет второго. Работая по методу «кадр в кадр» это очень просто.

Чтобы работать по этому методу, нужно, чтобы у камеры был режим мультиэкспозиции или другой способ запретить перемотку плёнки после съёмки кадра. Часто это происходит автоматически.

Режим мультиэкспозиции у Nikon F80 / Фото: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Ещё удобно со старыми «Сменами» — там отдельно разведены спуск затвора и барабан перемотки. Перематывать плёнку на этих камерах нужно вручную. То есть, если нужна мультиэкспозиция, можно просто не перематывать. Впрочем, на этом удобство заканчивается — на «Смене» нельзя управлять толком ни настройками, ни фокусом. Ломография в чистом виде.

Что касается именно того, как снимать мультиэкспозиции и что там лучше снимать — тут сложно дать какие-то конкретные советы. Двойная экспозиция — очень творческий и экспериментальный жанр, который требует много проб и ошибок.

Общий принцип, который стоит держать в голове, чтобы понять, как это вообще снимать: в тёмном (на первом кадре) появится контрастное (на втором).

Исходя из этого, несколько советов и идей:

  • ловите солнце и другой выраженный резкий свет — мультиэкспозиция любит контраст;
  • снимайте силуэты в качестве первого кадра;
  • попробуйте совмещать крупные планы с общими;
  • интересных результатов можно добиться, комбинируя сюжетные снимки и абстракции: например, профили человеческих силуэтов с разными текстурами.
Классический сюжет мультиэкспозиции / Фото: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Цифровая двойная экспозиция

Режим мультиэкспозиции «кадр в кадр» встречается на многих цифровых беззеркалках. Например, он есть у моего Fujifilm X-T3 — точно в том же месте, что и у плёночного Nikon, отмеченный точно такой же пиктограммой. В актуальном Fujifilm X-T5 он также есть.

Этот режим относится к творческим. Его может не быть у старших камер типа Nikon D850, а так он встречается достаточно часто. Например, он есть у Nikon Z7, Canon RP и других.

Цифровая мультиэкспозиция мало чем отличается от плёночной за исключением того, что можно снимать только в режиме «кадр в кадр». Что удобно — камера показывает на экране первый кадр, делая его полупрозрачным. Благодаря этому удобно компоновать готовую картинку. Помните о том, что в этом режиме камера снимает JPEG, RAW-файлов с мультиэкспозицией не будет. 

Цифровая мультиэкспозиция на фуджик. Найди пять различий с плёночной / Фото: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Эффект двойной экспозиции в Adobe Photoshop

Эффектный снимок на обложке этого материала — имитация двойной экспозиции в графическом редакторе. Серия про материнство (сначала мы снимали женщину в ожидании, потом — с младенцем) задумывалась и делалась на плёнку. Но, слава богу, хватило предусмотрительности дублировать каждую часть фотосета на цифру, потому что при проявке плёнку нам нечаянно засветили (не спрашивайте). 

Конечно, очень жаль, что не удалось даже взглянуть на то, что вышло на плёнку, но у имитации есть свои плюсы — она более управляемая и позволяет создать более сильные и выразительные итоговые кадры.

Не факт, что снимая на плёнку, можно было бы получить настолько аккуратный и симметричный левый кадр, чтобы обе фигуры стояли ровно и смотрели друг на друга / Фото: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Как мы это делаем: открываем первый кадр в Adobe Photoshop и накидываем сверху второй отдельным слоем. Меняем режим наложения верхнего кадра на Screen/Экран или Multiply/Умножение — тут нужно глазами посмотреть, какой интереснее ложится.

Я люблю сочетание чёрно-белой фотографии и мультиэкспозиции, но можно работать и с цветом / Иллюстрация: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Дальше с кадром можно поработать на свой вкус: например, укрупнить второй кадр, наклонить его, добавить маску и стереть часть неудачно ложащихся элементов. Например, мне не нравится, что тёмное пятно в нижнем левом углу на втором кадре сильно скрывает фигуру на первом кадре (на превью выше этой фигуры толком и не видно) — я могу это немного исправить по маске.

Очень необычных эффектов можно добиться, накинув на второй кадр кривые и покрутив их. Кривые интересно взаимодействуют со слоями в разных режимах наложения — тут большое поле для творческих экспериментов.


Читайте также:
Гайд по кривым: как обработать фотографию самым мощным инструментом Photoshop


Мой финальный результат / Иллюстрация: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

19 июня 2024

708

0

0

0

Самые новые

Самые читаемые