Аэрофотография — популярное и интересное направление. С помощью дронов можно создавть завораживающие снимки. Однако есть и обратная сторона. Полёты на дронах и съёмка с воздуха достаточно жёстко регламентируется российским законодательством. Если строго следовать букве закона, полёт на дроне превращается в настоящий квест. Разбираемся с законом и всеми его буквами в этом тексте.

Регистрация квадрокоптера в 2023 году
Нужно ли регистрировать дрон
Как зарегистрировать дрон
Что делать, если потерял, разбил или продал зарегистрированный дрон
Как летать на квадрокоптере и какие разрешения для этого нужны
Полёты вне населенных пунктов
Полёты над населёнными пунктами
Регистрация квадрокоптера в 2023 году
Нужно ли регистрировать дрон
Согласно законодательству на апрель 2023, регистрировать нужно всё, что способно летать и весит больше 150 граммов. Это касается не только квадрокоптеров — если вы купили радиоуправляемый самолёт и он тяжелее 150 граммов, его тоже нужно зарегистрировать. Но нас, в первую очередь, интересуют дроны.
В России чаще всего встречаются дроны DJI. Регистрировать придётся любой из них, будь то профессиональный DJI Mavic 3 или любительский DJI Mini 2. Кстати, ещё пару лет назад минимальным весом для регистрации были 250 граммов, и дроны серии DJI Mini не нужно было регистрировать, так как они весят 249 г. Теперь же регистрировать нужно и их тоже. За управление незарегистрированным дроном можно получить штраф от 2000 до 2500 рублей.

Как зарегистрировать дрон
Зарегистрировать свой дрон (или, выражаясь официальным языком, поставить на учёт беспилотное гражданское воздушное судно) можно несколькими способами. Самый простой вариант — через соответствующий раздел на сайте Госуслуг.

Чтобы зарегистрировать дрон, выбираем первый пункт — «Внесение информации о беспилотном воздушном судне в базу данных и формирование учётной записи и учётного номера». Жмём, выбираем тип получения — «электронная услуга», и заполняем заявление. В нём нужно будет указать название дрона, серийный номер и приложить фотографию квадрокоптера. Приятная мелочь: услуга предоставляется бесплатно.
Отправляем, ждём до 10 рабочих дней. Если всё хорошо, в ответ на заявление пришлют регистрационный номер. Его нужно нанести на дрон. Способ может быть любым — надпись маркером, наклейка, лазерная гравировка. Главное, чтобы размер букв был не менее 5 мм.

Если же заявление не приняли, в ответе должны быть причины отказа (например, на фото плохо виден серийный номер дрона). Стоит исправить ошибки и подать заявление повторно.
Второй способ регистрации — через портал учёта беспилотных воздушных судов Федерального агентства воздушного транспорта. Всё протекает точно также, как на Госуслугах. Так что, если у вас уже есть учётная запись на Госуслугах, проще зарегистрировать дрон именно там (как минимум сэкономите время на вводе личных данных владельца).
Третий способ для тех, кто любит бумажные документы. Для начала нужно скачать с сайта Росавиации бланк заявления: вариант для физических лиц, для юридических лиц и для ИП. Распечатать заявление, заполнить его, распечатать фото дрона. После этого упаковать всё в конверт, написать на нём «Учёт БВС» и отправить заказным письмом по адресу 125993, Москва, Ленинградский проспект, дом 37, корпус 2 (когда-то этот способ регистрации был единственным, но сейчас нет особого смысла им пользоваться).
Что делать, если потерял, разбил или продал зарегистрированный дрон
Если вдруг дрон разбился, улетел и вы не смогли его найти, или вы купили аппарат помощней и продали старый дрон соседу, об этом тоже нужно сообщить Федеральному агентству воздушного транспорта. Способы всё те же — либо Госуслуги, либо портал учёта беспилотных воздушных судов. Выбираем нужный пункт и подаём очередное заявление.
Самый сложный вариант — при продаже дрона. Понадобится не только информация о вас и вашем квадрокоптере, но и паспортные данные покупателя.

Как летать на квадрокоптере и какие разрешения для этого нужны
Полёты вне населенных пунктов

Для полётов над лесами, реками и прочими безлюдными местами разрешение требуется не всегда. Можно летать без дополнительных разрешений при соблюдении следующих условий:
- квадрокоптер летает вне населёных пунктов;
- квадрокоптер зарегистрирован и на нём есть учётный номер;
- полёт происходит в светлое время суток, дрон всё время находится в прямой видимости;
- высота полёта — не более 150 метров;
- полёт происходит за пределами диспетчерских и запретных зон.
Что касается последнего пункта, то разобраться с зонами можно с помощью сайта fpln.ru. Заходим на него и видим карту.
Первым делом нужно открыть меню на пункте «зоны» и включить нужные пункты. Затем щёлкаем мышкой на карте в том месте, где планируется полёт, и смотрим, что происходит. У нас получилось вот что. Точка номер 1: при нажатии на карту ничего не происходит — никаких зон нет, можно летать. Точка 2: есть какая-то зона, но она начинается на высоте 3000 футов (то есть, практически километр) от земли. Соответственно, на высоте до 150 метров летать можно. Точка 3: есть несколько зон, и одна из них (зелёная) начинается прямо от земли, лететь без дополнительных разрешений нельзя.

Если же хочется летать далеко и высоко, нужно спрашивать разрешение. За разрешением нужно обращаться в Единую систему организации воздушного движения (ЕС ОрВД). Пилот предоставляет им полётный план, а они устанавливают так называемый временной режим, чтобы в указанное время в месте проведения полёта не было никого другого.
Проще всего общаться с ЕС ОрВД с помощью сайта «Небосвод». Для начала нужно зарегистрироваться на нём самому и подтвердить телефон и почту. После этого можно зарегистрировать на сайте ваш дрон.

Дрон записали, теперь можно запрашивать разрешение на полёт. Жмём «новый полёт», и заполняем поля.
- Название — заполняется автоматически. Если хочется, можно вписать свой вариант;
- Цель полёта — можно выбрать один из пунктов в выпадающем списке или вписать свой вариант. Обратите внимание, что фото- и видеосъёмка с воздуха требует согласования с Минобороны и ФСБ. Так что, если вы выбрали в качестве цели полета съёмку, не забудьте приколоть соответствующий разрешающий документ;
- Геометрия полёта — чем проще, тем лучше. Удобней всего просто поставить круг;
- Расписание полёта — выбираем дату и время. Согласование полётного плана может занимать до 6 дней, так что подавайте заявку заранее;
- БВС — в этом пункте выбираем наше беспилотное воздушное судно.

После этого, если согласование плана прошло успешно, статус заявки на полёт сменится на «одобрено», а на почту придут документы: памятка, план и Представление на установление режима. Их стоит распечатать и взять с собой — если вдруг кто-то будет интересоваться, на каком основании вы тут летаете, нужно будет показать ему эти документы.
В памятке содержится информация о дополнительных действиях, которые сделают ваш полёт полностью законным:
- не позднее, чем за 2 часа до установления вашего режима, нужно позвонить диспетчеру ЕС ОрВД (телефон конкретного диспетчера будет указан в приложенных документах) и запросить разрешение на полёт;
- за 5 минут до взлёта — позвонить, и сообщить о начале полёта;
- в течение 10 минут после посадки — позвонить, и сообщить о завершении полёта.
Если же рискнуть и взлететь без разрешения, то этот риск может обойтись довольно дорого: согласно ст. 11.4 Кодекса об административных правонарушениях, штраф за такой полёт для физических лиц — от 20 до 50 тысяч рублей, а для юридических — до 300 тысяч рублей. За съёмку в неудачном месте без согласования можно получить проблемы с ФСБ, которое занимается лицензированием аэрофотосъёмки
Всё вышесказанное относится к регионам России, в которых полёты дронов разрешены. Но на апрель 2023 года есть регионы, в которых согласно Указу Президента Российской Федерации от 19.10.2022 г. № 757 полёты запрещены, и просто полетать в личных целях не получится. К таким регионам, например, относятся ДНР и ЛНР, Крым, Мордовия, Северная Осетия, Краснодарский и Пермский края, Республика Марий Эл, Татарстан, Волгоградская, Калужская, Кировская, Курганская, Магаданская, Нижегородская, Новгородская, Оренбургская, Ростовская, Рязанская, Саратовская, Тамбовская, Тульская и Ярославская области.
Согласовать полёт в таких регионах можно, но для этого потребуются серьёзные основания для полёта и разрешающие документы. Вот что пишет по этому поводу «Небосвод».
Все подробности запрета на полёты в конкретном регионе можно посмотреть, например, здесь.
Полёты над населёнными пунктами
Получение разрешения на полёт над территорией населённого пункта происходит похожим образом. Просто к нему добавляется ещё один пункт: для начала, согласно п.49 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, нужно получить «разрешения соответствующего органа местного самоуправления, а в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — разрешения соответствующих органов исполнительной власти указанных городов».
Единого метода получить это разрешение не существует, в каждом населённом пункте это происходит по разному. В Москве, например, этим занимается Департамент региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы, а порядок подачи заявления и список документов можно посмотреть на сайте мэра Москвы. Как это делается в других регионах, и какие документы для этого понадобятся, придётся выяснять самостоятельно (например, звонить или писать в администрацию). Срок рассмотрения заявления тоже может быть разным — от нескольких дней до пары месяцев.
После того, как разрешение от администрации получено, отправляемся на уже знакомый сайт «Небосвода» и там запрашиваем разрешение на полёт уже у Единой системы организации воздушного движения (ЕС ОрВД).

Дальнейший порядок действий нам уже известен: дождаться одобрения, получить и распечатать документы, позвонить диспетчеру перед полётом и после него. Но несмотря на все полученные вами разрешения, при полётах в городе существуют вещи, которые делать категорически нельзя. Запрещено летать над большими скоплениями людей, массовыми мероприятиями и местами проведения соревнований.
Помимо этого, в городе могут быть закрытые для полётов места (например, вблизи аэропортов). Большинство дронов (например, квадрокоптеры DJI) достаточно умные, чтобы по GPS-координатам понять, что оказались там, где нельзя летать. При попытке взлететь в таком месте, дрон сообщит, что находится в NFZ (No-fly zone, бесполётная зона) и откажется взлетать. А если дрон окажется в такой зоне во время полёта, то автоматически пойдёт на посадку.
Ну, и никакие разрешения не гарантируют, что полёт квадрокоптера (особенно в городских условиях) пройдёт идеально. Всегда есть риск потерять связь, наткнуться на «глушилку» или банально зацепиться за провод или ветку и разбить дрон — так что летайте аккуратней.
1 комментарий
01 июля 2023
Хлопотное теперь стало это дело, ДРОН).... А не завести ли сейчас верного четырёх лапового ДРУГА..., вместо четырех винтового помощника!!! Ведь банально, друг не требует регистрации, не летает где не надо)...
0
0
Ответить