«Цветовые пространства» для многих звучит, как китайская грамота. На деле они действительно нужны не всем фотографам и не всегда, но иногда могут здорово попортить нервы. Если, например, наснимать JPEG в Adobe RGB вмест sRGB, при публикации в интернете фото станут серыми и разочаровывающими. О том, когда стоит разобраться с тем, что такое цветовое пространство и как поставить их себе на службу, читайте в этом материале.

Почему RAW сереет при импорте в Adobe Lightroom
Что такое цветовое пространство, какие бывают цветовые пространства
Когда важно учитывать цветовое пространство
Съёмка сразу в JPEG
Настройка Adobe Lightroom при проявке RAW
Предпечатная подготовка фотографий
Сложная цветокоррекция через Lab
Почему RAW сереет при импорте в Adobe Lightroom
Типичная ситуация: вы снимаете какие-то картинки в RAW и на экране камеры вам очень нравится цвет. Приходите домой, импортируете в Lightroom, ещё пару секунд фото остаётся красивым, а потом превращается в невнятное серое нечто.

Что за чёрная магия? Скажем так: в ней замешаны цветовые пространства.
Дело в том, что в камере и первые несколько секунд в Adobe Lightroom мы видим не RAW, а встроенный внутрикамерный JPEG, у которого выбрано цветовой пространство sRGB, а потом Lightroom меняет его на своё собственное, заточенное под работу с цветом. На большинстве мониторов оно выглядит серым, плоским и бесцветным. Ещё рядом с этой проблемой постояли внутрикамерные цветовые профили, но это отдельная история. Подробнее о них читайте здесь.
Ничего непонятно, но очень интересно? Заглянем поглубже в теорию.
Что такое цветовое пространство, какие бывают цветовые пространства
Цветовое пространство — это система координат, которая отвечает за интерпретацию цвета на разных устройствах. Если сильно упростить, её задача в том, чтобы ваши фото одинаково смотрелись и на камере, и на вашем ноутбуке, и на смартфоне вашего друга.
Парадокс в том, что если фотография на камере яркая и красивая, а при публикации в интернете серая и тусклая, в этом очень часто виноваты именно цветовые пространства. Почему? Потому что их много. И не все устройства умеют читать все цветовые пространства правильно. Типичная история о том, когда хотели как лучше, а получилось так, как получилось.
RGB — Базовый стандарт. В этом цветовом пространстве каждый оттенок определяется как сочетание трёх основных цветов (красного, зелёного и синего) в разных пропорциях. Но есть небольшая проблема (главный спонсор внезапно посеревших фотографий): у него существуют две версии, sRGB и Adobe RGB.
- sRGB — простой стандартизированный RGB, который используется практически повсеместно. Если фото в какой-либо перспективе планируется публиковать в интернетах, лучше использовать эту модель;
- Adobe RGB — этот вариант создали позже. Он более гибкий, вмещает в себя больше информации о цвете, лучше конвертируется в CMYK, например, подходит для печати. Но обычные бытовые мониторы и экраны смартфонов не могут его отобразить. Увы.

Помимо RGB есть ещё несколько цветовых пространств, о которых фотографу стоит иметь общее представление.
CMYK — цветовое пространство для печати. В основе — четыре краски, которые используются в струйных принтерах (Cyan, Magenta, Yellow, blacK). Многие типографии при печати, например, фотокниг требуют, чтобы макет был выполнен именно в CMYK. Это же касается и печати просто фотографий. Впрочем, в хорошей типографии этот перевод могут сделать сотрудники самостоятельно, не причинив вреда цвету.

Lab — очень необычное цветовое пространство. Абстрактно-математическое и не очень понятное для новичка, но дающее очень много свободы рукам для тонкой работы с цветом. В Lab каждый цвет определяется через то, насколько он светлый или тёмный, насколько красный или зелёный и насколько синий или жёлтый.
Звучит сложно и диковато, но штука полезная. Если интересно, больше информации о Lab можно найти в этом материале о цветокоррекции цвета человеческой кожи.
Когда важно учитывать цветовое пространство
Съёмка сразу в JPEG
Цветовое пространство обязательно стоит проверить, если вы снимаете в JPEG и точно не планируете дополнительно обрабатывать фото. Цветовое пространство можно настроить на этапе съёмки прямо в фотоаппарате. Чтобы найти нужную настройку, придётся покопаться в меню.

Вообще, если вы не практикуете глубокую цветокоррекцию именно JPEG, лучше всегда выбирать универсальный sRGB — меньше мороки будет. В том числе, если вы выбираете для съёмки удобный двойной вариант «RAW+JPEG».
На конвертацию RAW цветовые пространства всё равно никак не влияют. А если когда-нибудь понадобятся необработанные джипеги, лучше, чтобы они были в sRGB. О том, когда JPEG может быть предпочтительнее, чем RAW, читайте в этом материале.
Настройка Adobe Lightroom при проявке RAW
Также цветовое пространство важно учитывать при настройке параметров экспорта фотографий, когда вы обрабатываете их в Adobe Lightroom. В том числе среди настроек можно выбрать нужное цветовое пространство.

Предпечатная подготовка фотографий
Ещё один момент, когда цветовые пространства имеют значение — подготовка фотографий к печати. В теории часто эту часть работы можно доверить сотрудникам фотоателье или типографии, которая занимается печатью. Но на практике это не всегда стоит делать: иногда люди выполняют свою работу абы как или просто не вникают в детали и оттенки.
Для печати чаще всего используется CMYK. У него есть большая проблема: в нём меньше оттенков, чем в других цветовых пространствах. Просто потому, что в случае с CMYK мы имеем дело не только с интерпретацией цвета и прочими эфирными материями, а ещё и с вполне земными законами физики. Например, в CMYK учитывается, какое количество краски бумага вообще способна впитать, а после какого порога краска начнёт банально размазываться.

При переводе других пространств в CMYK часть оттенков может теряться. У CMYK часто бывают большие проблемы с очень насыщенными цветами, особенно в светах. Потому что насыщенность — это во многом о том, когда краски много, а светлота — когда краски мало и она полупрозрачная. Возникает противоречие.
Поэтому, если вы планируете что-то печатать и вам важна суперточная цветопередача, хорошо бы хотя бы посмотреть, что сделает с вашими снимками перевод в CMYK. Иначе можно нарваться на неприятные сюрпризы. Ещё пригодится совет делать тестовую печать в типографиях, чтобы выбрать именно ту, где хорошо работают с цветом.
Сложная цветокоррекция через Lab
Цветовое пространство Lab очень полезно для сложной цветокоррекции. Например, когда нам нужно радикально поменять цвет главного объекта в кадре (условно сделать красную машину зелёной).
С Lab мы все работаем практически каждый день, но не замечаем этого. Если вы хоть раз использовали инструмент Hue/Saturation (Цветовой тон/Насыщенность) — вы тоже с ним работали. Этот инструмент использует как раз принципы Lab, позволяя отдельно работать с разными компонентами цвета: оттенком, насыщенностью и светлотой.
Если интересно не просто научиться виртуозно пользоваться подобными инструментами, но и понимать, как это устроено, можно почитать книгу Дэна Маргулиса «Photoshop для профессионалов». Это подробный и обстоятельный труд о цветокоррекции, в котором много внимания уделяется теории и практике использования цветовых пространств. И в том числе, кстати, грамотной предпечатной подготовке фотографий.