Киношная цветокоррекция — это особая философия в постобработке. Временами она расходится с принципами покраски фотографий, потому что статичная картинка даёт больше свободы, а иногда — если мы говорим про художественную фотографию — перекликается очень во многом.
Рассказываем про шесть принципов цветокоррекции «как в кино», показываем распространённые в кино цветовые схемы, а также даём короткий алгоритм как делать киношный цветокор в Лайтруме и Camera RAW Фотошопа.

Семь принципов цветокоррекции видео
Киноцветкор отличается стилистической целостностью и стройной логикой — смотря на кадр, зная сюжет фильма, мы можем объяснить почему, скажем, сцена покрашена в холодные тона, какое настроение должна создать гамма. С фотографией и проще, и сложнее — правил, рамок и границ в ней гораздо меньше, хотя многие авторы придерживаются правил киношного цветкора.
- Цвет = рассказчик
В кино роль цвета нарративная. Он передаёт состояние героя, расставляет важные акценты и даже может рассказать о времени и месте действия. Например, когда из настоящего события переносятся в прошлое, цветокоррекция уходит в чёрно-белый, сепию, блёклые цвета, либо, наоборот, яркие, если герой вспоминает про счастливые дни.
2. Композиция и атмосфера тоже важны
Возьмите фото на паспорт. Вы можете наложить на него хоть цветкор в стиле Уэса Андерсона, хоть стилизовать её под «Город Грехов» — получится плохо. Киношую атмосферу — увы — создаёт не только цвет, но локация, модель, одежда, реквизит, свет.
Читайте также:
Как сделать художественный свет в портретной фотографии
3. Единый стиль
Да, в фотографии тоже принято, чтобы в одной серии кадры были схожи по цветам и настроению, но, если вы сделаете 20 фотографий и каждая будет разной, никакого существенного диссонанса у зрителя не будет. В кино с этим строже. Представьте, если, опираясь на прошлый пример, каждые пять минут будет менятся цветокоррекция с чёрно-белой на цветную. Зритель просто не поймет, где прошлое, а где настоящее.
4. Цветокоррекция с помощью LUT
Фотографам проще: они могут работать с лутами, а могут проводить цветокоррекцию хоть в десктопном Фотошопе, хоть в мобильном Лайтруме на телефоне. Видеоделам сложнее. Они работают с цветовыми таблицами, которые и называются LUTs или луты, которые помогают выстроить единый цветкор на кадрах, снятых на разные видеокамеры.
Читайте также:
Обработка фото для новичков: что такое LUT и как его использовать
5. Важность контекста
Делая цветокоррекцию видео, колорист учитывает не только сюжет, но также то, что уже успел увидеть зритель и что он увидит дальше. В фотографии цвет может меняться от кадра к кадру радикально без концептуальной задумки, просто так.
6. Стилизация под жанр, эпоху, обстоятельства
Сейчас сложно представить чёрно-белую комедию, если это не немое кино прошлого, или нуарный детектив в красочных мультяшных тонах. Цветокоррекция кадра подстраивается под время и место действия, общее настроение фильма и эмоциональное состояние главного героя в конкретных сценах.
7. Цветовые схемы
В кино гораздо чаще, чем в фото, используются цветовые схемы из круга Йоханеса Иттена. Например, нередко авторы стараются оставить один или два акцентных цвета. Подробнее про то, как составить колористическую палитру — ниже.
Круг Иттена: три схемы для киношной цветокоррекции
Круг Иттена — это палитра из 12 цветов, которые получили из трёх базовых — жёлтого, красного и синего. На его основе работают художники, дизайнеры, фотографы, видеографы и даже мастера маникюра.
Читайте также:
Круг Иттена для фотографа: как пользоваться, 10 схем с фотопримерами
На основе круга составлено огромное количество схем, но в цветокоррекции видео используют три из них — комплементарную, монохроматическую и аналоговую, которую ещё называют родственной.

Монохроматическая схема
В кадре есть только один акцентный цвет со всего круга, а все остальные либо перекрашиваются в него (пример ниже), либо обесцвечиваются до серого.

Родственная или аналоговая схема
В кадре несколько соседних оттенков — обычно это 2-4 близких друг другу цвета, но число может разрастись вплоть до 6. Главное, чтобы они шли подряд.

Комплиментарная схема
Автор оставляет только два цвета, а все остальные либо обесцвечивает, либо перекрашивает. Важно, что это должны быть два противоположных цвета на круге Иттена.
Можно составить такие пары: красный и зелёный, жёлтый и фиолетовый и — самая распространённая в кино схема — голубой и оранжевый, то есть teal and orange, как её правильно называть.

Алгоритм цветокоррекции фото в киностиле
Цветокоррекцию в киношном стиле можно разделить на два больших этапа. Если придерживаться их и проходить последовательно, у вас получится сделать тонировку, как в кино.
1 этап. Работа с яркостью и контрастом кадра
Проще всего с цветокоррекцией на всех трёх этапах работать в Лайтруме, Камере Рав — проявщике RAW, встроенном в Фотошоп, или в Capture One.

Задачи разнятся от кадра к кадру, но общая идея такая: поправить общую экспозицию, вытянуть детали из теней, убрать пересветы, сделать картинку контрастнее и выделить кожу.

Теперь можно сделать маску для лица, чтобы выделить его ещё сильнее. По ощущениям, либо это не понадобится, либо придётся ещё сильнее затемнять фон. Проверим!
Нажмите на Маскирование и подождите, пока Фотошоп сам найдёт лицо. Теперь можно выбрать отдельно цвет кожи, выделить всю фигуру целиком, либо нарисовать маску самому с помощью Кисти / Brush.

В случае с данной фотографией лучше нарисовать в один клик простую маску с помощью кисти. Она захватит не только кожу, но очки, пальцы, часть волос.

2 этап. Правка баланса белого, цвета и насыщенности
Раскройте вкладку Цвет / Color и Смешение цветов / Color Mixer. Первая нужна, чтобы поправить баланс белого и насыщенность. Вторая — чтобы перекрасить часть цветов или обесцветить их.

Помимо баланса белого, пришлось убавить красочность, чтобы приглушить цвета. Эстетика кадра не вяжется с вырвиглазными неоновыми цветами.

По идее всё, но можно дополнить цветокоррекцию работой с цветом теней и светов во вкладке Цветокоррекция / Color Correction.

Цветокоррекция в киностиле готова! Естественно, это не непреложный алгоритм. Суть в принципе, а не в значениях на ползунках. Часто, например, экспозицию приходится поднимать, а вместо красно-голубой тонировки можно добавить зелёный цвет в тени.