Стиль фотографа — это то, что выделяет нас среди других и делает наши работы узнаваемым. Можно разложить стиль на отдельные составляющие: обработка, камера и объективы, особые техники или приёмы на съёмке.
Но главная фишка и проблема поиска своего стиля в том, что он больше, чем сумма отдельных частностей. Наш материал для тех, кто об этом никогда не задумывался и для тех, кто в поиске.

Что такое стиль фотографа, для чего он нужен
Из чего состоит стиль фотографа
Любимая аппаратура
Работа со светом
Подход к композиции
Техника съёмки и фишки
Работа с цветом
Как фотографу найти свой стиль
Что такое стиль фотографа, для чего он нужен
Стиль — это общность навыков, подходов, творческих приёмов, методов обработки, да и вообще всех решений, которые принимает человек как профессионал. Это то, что выделяет конкретного фотографа среди конкурентов, заставляет запомнить его. Сложно запомниться просто тем, что снимаешь семьи на Canon — многие так делают. Нужно больше индивидуальности и конкретики.
Например, Энни Лейбовиц известна своими портретами со сложным светом и точным позированием, Стив МакКарри — фотодокументалистикой из стран третьего мира, Ман Рэй — принесённым в фотографию сюрреализмом.

В какой-то момент может показаться, что стиль — это просто набор из двух-трёх фишек, которые можно разово изобрести или выбрать, и будет счастье и узнаваемость. Например, я снимаю не просто семьи на Canon, а большие семьи на плёночный Canon. На деле так, к сожалению, не работает.
Стиль фотографа обычно формируется годами, отражает человеческие взгляды на жизнь, историю и творческий путь.
Из чего состоит стиль фотографа
С одной стороны, можно выделить совершенно конкретные составляющие, которые определяют стиль фотографа. С другой, стоит помнить, что стиль это несколько больше, чем просто сумма этих составляющих.
Любимая аппаратура
Но пойдём по порядку. Во-первых, на стиль сильно влияет то, какую аппаратуру вы используете. Во многом то, как будет выглядеть фото, определяется фокусным расстоянием объектива. Портфолио любителей широкоугольной оптики и поклонников длинных светосильных портретников будет существенно отличаться.

Также важно, предпочитаете вы фикс-объективы или зумы. Это совершенно не праздный вопрос, потому что здесь выбор оборудования будет сильно влиять на стиль съёмки. С хорошим зумом можно засесть на удачной точке и внимательно смотреть по сторонам. С фиксами такой фокус не прокатит. Фиксы заставляют больше двигаться, шевелиться и думать. Как правило, появление в арсенале фикс-объектива тянет за собой смену подхода к поиску ракурсов.
Подробнее о разнице между зумами и фиксами читайте в этом материале.
Небольшие лёгкие беззеркалки часто настраивают своего хозяина на более документалистский подход по сравнению с большими зеркалами. Если говорить о репортажке, конечно, студийку или предметку в этом плане всё равно, на что снимать. Маленькая камера, лёгкий фикс, бесшумный затвор — и никто не будет тебе позировать намеренно, наоборот, придётся ещё потрудиться, чтобы привлечь внимание гостей на свадьбе, например. Зато — это отличный способ получить живые репортажные кадры. Бегаешь себе, подглядываешь интересные сюжеты.

Кроме шуток, я не так давно купила здоровенный 135-миллиметровый объектив для своего Fujifilm и на репортажке люди стали наконец принимать меня за фотографа и позировать. Другое дело, что они постоянно пытаются это делать с расстояния, на котором в кадр только пол-лица помещается, но это уже детали.
Иногда (особенно начинающим) дают совет не зацикливаться на технике, а снимать на то, что есть. Но всё же это не совсем верный подход. Техника важна. Хотя бы потому, что стиль может строиться как раз на том, что вы технофан и внутри одной съёмки фотографируете на два десятка объективов и четыре камеры. И можете показать одну и ту же ситуацию в бесконечном количестве вариаций. А почему нет?
Работа со светом
Следующее, что очень сильно влияет на стиль — это предпочтения по работе со светом. Кто-то любит и умеет работать только с естественным (это, кстати, не так просто, как кажется, вот здесь об этом писали), кто-то обожает сложные схемы света с большим количеством источников, кто-то экспериментирует со смешанным светом.

Снимать можно на что угодно и с каким угодно светом. Тут вы главное себе не врите: одно дело, если я люблю естественный, другое — если кроме него ничего не умею и никогда не пробовал. И одно дело, когда я снимаю на старую камеру, потому что вдохновляюсь ломографией, другое — если жадничаю или не могу себе позволить аппаратуру.
Подход к композиции
Также стиль определяется тем, как вы работаете с композицией:
- предпочитаете статику (симметрия, центральная композиция, ритмы) или динамику (диагонали, правило третей, линии);
- используете передний план или предпочитаете плоские одноплановые картинки;
- технично и по учебнику или презирая и нарушая все правила;
Техника съёмки и фишки
Также важно, как именно вы работаете со своей аппаратурой. Например, любите размывать посильнее или презираете это и не переходите порог светосилы в 2.8.
Ракурсы и крупности и их разнообразие. Стиль может быть очень монотонным (люблю только поясные портреты — и баста) и очень эклектичным (когда в рамках одной съёмки можно встретить, например, и околопейзажные сверхростовые фотографии и очень мелкие детали).
Кто-то, например, часто использует призмы для создания необычного сюрреалистичного эффекта на фото.

Также важно, как вы работаете в целом: стремитесь к максимальной техничности или позволяете себе лёгкую небрежность.
Работа с цветом
Обработка — тоже важная часть собственного стиля, хотя часто весь стиль сводят именно к подходу к обработке. Цветокоррекция и ретушь действительно сильно влияют на то, как будет выглядеть готовый снимок.

Цвет может быть очень разным, подходов к цветокоррекции сотни и тысячи. Есть адепты чистого цвета, есть любители тонировать под плёнку, есть поклонники чб (причём чёрно-белые фото тоже можно очень по-разному обрабатывать).
Это правда та область, в которой начинающему легко залипнуть всерьёз и надолго.
Как фотографу найти свой стиль
Во-первых, посмотрите на себя, на свои работы. Если вы снимаете хотя бы пару лет время от времени, есть шансы, что какой-то стиль у вас уже есть. Другое дело, что бывает такое, что на его выражение и практическую реализацию не хватает опыта и ресурсов. Это решается практикой и обучением.
Посмотрите свои работы за последние год-два-пять. Выберите десяток тех, которые больше всех нравятся. Чем они вам нравятся? На какую технику вы снимаете? Какие ракурсы любите больше других? Какой у вас цвет? Какие крупности? Это не обязательно про то, что надо собрать портфолио и подвести под него глубокую философию. Просто посмотрите на последние снимки с мобильника, очень часто они позволяют многое понять про свой стиль.

Спросите других людей, что они видят на ваших фотографиях, о чём они для них. Ответы могут быть очень удивительными. Часто у нас есть слепые пятна, которые не позволяют видеть некоторые вещи.
Примите, что стиль у вас уже есть и вы что-то умеете. Да, где-то что-то может быть неидеально, а где-то — и вовсе непаханое поле для работы и роста. Но тем не менее, важно положить в голову, что так, как делаете вы, не сделает больше никто другой.
Без жалости бросайте то, что вам не нравится, вам не подходит, даже если это в тренде. Я вот за семь лет так и не научилась делать популярные серо-коричневые или тёпленькие оранжевые тонирования. Вот не ложатся они на мои снимки, хоть ты тресни. На чужих вроде норм, на своих — ощущение брака и необходимости всё переделать.
Сколько я ни кручу цвет, у меня упорно получается картинка с более-менее чистым цветом и выраженным микроконтрастом в тенях. Всякие выраженные тонирования или недосветы на ступень не воспринимаются. Не ложатся, не могу я так. Хотя на кадрах других людей вроде и неплохо.

Если всё равно пока ничего не понятно, или вы снимаете совсем мало и недавно, посмотрите, где вы живёте, как вы одеваетесь, какими вещами себя окружаете.
Изучайте других и не бойтесь что-то повторять. Собственный стиль (как и любое творчество в целом) не возникает на пустом месте. Редко кому удаётся отрастить стиль, медитируя в позе лотоса с закрытыми глазами.
Собирайте подборки того, что вам нравится, и не бойтесь копировать. Фишка в том, что сделать один в один у вас не получится (даже если вы будете очень стараться). А любая попытка творческого переосмысления чужой работы — всегда шаг вперёд.
Пробуйте разное. Не станет разборчивым человек, который всю жизнь питался одной яичницей или гречневой кашей. Очень многие менторы и обучаторы сходу предлагают новичкам нишеваться и работать в глубину. У этого подхода есть свои плюсы, но есть и минусы. Например, после пяти лет съёмок новорождённых можно нечаянно выяснить, что тебя прёт от стрита, а идеальные выкладки с младенцами в чепчиках совершенно не цепляют, разве что как коммерческая история.
Пробовать разное стоит и в плане жанров, и в плане инструментов, и в плане подхода к свету и разным творческим приёмам. И никогда не слушать никого, кто говорит, что «снимать в бокешке через призму — для слабаков, только с искусственным светом (на полный кадр/с профессиональными моделями/на летающий хассельблад)» можно получить настоящее искусство. Пусть они снимают, как хотят и на что хотят. Это их проблемы.
Если хочется размять мозги, можно устроить себе челлендж: например, поставить задачу сделать сто портретов за год. Хорошо работают узкие задачи, где нужно делать однотипные вещи. Например, пусть это будут сто чёрно-белых погрудных портретов. Тут прикол в том, что если попробовать просто день за днём щёлкать людей в одной крупности, не напрягаясь, где-то уже после пятого всё начнёт казаться одинаковым. И тут два пути: либо бросить, либо начать учиться работать с эмоциями, светом, ракурсом, задним планом — словом, с тем, что делает фотографию фотографией.
Такое умышленное зауживание тематики не даёт мозгам лениться и помогает концентрироваться на главном. Даже если вам не понравится то, что получилось, отрицательный результат — тоже результат.