Тренировка для фотографа: 7 фильмов с интересным светом

13 сент. 2021

2516

1

0

0

Кадр из фильма "Она"

Свет относится к тем мелочам, на которых не акцентируешь внимание и в которые не вдумываешься за просмотром картины. Он просто занимает своё место наряду с монтажом, саундтреком и деталями разных планов. Однако, это очень важно! Большинство режиссёров не случайно выбирает тот или иной оттенок для конкретных сцен, а порой и вообще целых фильмов. Выбор конкретного освещения не только влияет на наше пассивное восприятие во время просмотра, но также может усилить ту или иную эмоцию героев и общее настроение фильма.

Вы наверняка не задумывались и не всматривались: это дело аналитиков, обзорщиков и специалистов индустрии. Я приоткрыл цветной ларец, чтобы на примере семи фильмов показать, насколько тонкая работа провели там, где зритель её воспринимает как должное.

Кадр из фильма «Она»

Цвет света в кадре сильно влияет на восприятие, ведь он окрашивает картинку и сказывается на нашем восприятии и эмоциях, которые мы испытываем от кадра. На экране может даже ничего не происходить, но глазу будет приятно. В этом и дело. Режиссёры, а вместе с ними фотографы, художники и все, кто работает с визуалом, используют устоявшиеся цветовые сочетания. Типичной реакцией человека на такие сочетания будет нечто вроде: «Не знаю в чем дело, просто красиво, приятно смотреть».

Приятно смотреть — это и есть самое главное. Цвета взаимодействуют друг с другом, отсюда и устоявшиеся сочетания, которые придуманы как раз для того, чтобы усилит ощущение комфорта от взора, а не дискомфорт от того, словно чего-то не хватает. Швейцарский художник, теоретик и преподаватель Иоханнес Иттен как раз пишет об этом в книге The Art of color.

Цвет как таковой и цветовое воздействие совпадают только в случае гармонических полутонов <…>приятны те цвета, между которыми существует закономерная связь, то есть порядок. Сочетания цветов, впечатления от которых нам приятно, мы называем гармоничными
Иоханнес Иттен, "Искуство цвета"

Если не углубляться в написанные им тезисы, то самые простые цветовые сочетания можно найти на круговой диаграмме цветов: они лежат друг напротив друга. Дальше идут полутона, а с ними и более сложные, нестандартные сочетания. На примере выбранных фильмов будет заметно, как этим пользуются режиссёры.

Осторожно, возможны спойлеры! Если вы не смотрели какой-то из фильмов и не хотите знать подробности сюжета, то пролистайте до следующего заголовка.

«МОИ ЧЕРНИЧНЫЕ НОЧИ»

Насыщенный яркими красками фильм Вонг Кар-Вая. Возможно, это было намеренной частью сюжета изначально, а может просто легло на руку: большая часть сцен происходит в темное время суток в барах, кафе, ресторанах и игорных заведениях, где не скупились на подсветку неоновыми оттенками. Идеальные локации для работы с цветом. Впрочем, ничего удивительного, Вонг Кар-Вай известен богатыми на палитру картинами.

Фильм рассказывает историю девушки Элизабет, которая рассталась с парнем. Разрыв тяжело сказывается на её сердце и разуме, в результате она бросает всё и отправляется в дорогу — в поисках себя, для раздумий и новой картинки перед глазами. Можно преувеличить, что все эти краски на её пути — насыщенность потока мыслей и эмоций, часть из которых она отражает в открытках хозяину кафе, с которым познакомилась до отъезда. Истинный замысел все равно знает только режиссёр. А созданное им произведение, как известно, уже живет вне интерпретации автора, самостоятельно, и может обрастать догадками.

В фильме множество оттенков и их сочетаний, но точно можно выделить несколько наиболее часто встречаемых. Так, Вонг Кар-Вай использует зелёный и жёлтый, синий и жёлтый и красный и зелёный (устоявшиеся цветовые схемы).

В одной из сцен фильма можно заметить любопытную находку автора: сочетание жёлтого, оранжевого, лазурного, зелёного и сиреневого.

Даже в сценах с естественным, теплым цветом, режиссёр прибегает к колористическим сочетаниям, чтобы сделать картинку еще более разнообразной: лазурно-синее небо он оттеняет жёлтым светом, который падает на героев сквозь стекла кафе, автомобиля, или за счёт одежды жёлтых оттенков на них самих.

«ИГРА В ПРАВДУ»

Потрясающий фильм русского режиссера Виктора Шамирова. Почти всё действие картины разворачивается в стенах одной квартиры и на лестничной площадке. В паре сцен мы также видим двор дома. Казалось бы — рамки, но это, кажется, наоборот, дало автору еще больше возможностей для работы со светом. 

По сюжету старые друзья встречаются, чтобы помянуть былые годы и, неожиданно, сыграть в правду. За столом, в разных комнатах, на балконе… на город меж тем опускается ночь, и все краски начинают играть совершенно по-другому.

Покуда вечер еще не опустился, а сюжет только разворачивается, можно увидеть,  казалось бы совершенно незаметную, скромную деталь. Но на самом деле — интересную находку автора: классическое бежево-лазурное сочетание цветов в прямом смысле играет новыми красками, когда к нему добавляется заметное пурпурное пятно. А к последнему автор добавляет тёплый, зеленовато-жёлтый свет из окна. Двойной уровень сочетаемости цвета.

Пурпурный не уходит насовсем, появившись один раз. Сумерки опускаются, плавно окрашивая все в фиолетовые тона. В одной из сцен автор приглушил на цветокоррекции зелёный, но колористический мэтч от глаз не скрылся: зелёный плюс пурпуный.

Уже позднее, когда застолье перетекает в ночь, Шамиров раскрывает весь арсенал работы с цветом, многочисленными источниками света и цветокоррекцией. Всё ночное действие ближе к концу фильма — это сплошная работа с сочетанием бежево-желтого и сине-лазурного, а также всего спектра оттенков этих цветов.

«ТРУДНОСТИ ПЕРЕВОДА»

Мне кажется, эту картину точно видели все! Ну, или почти все. Так что без оглядки на сюжет — сразу в анализ. С уверенностью можно сказать, что большая часть всех 102 минут выполнена в холодных тонах. Действие фильма сменяется между днями и ночами, но главенствующий цвет остается синим: в тёмное время сгущаясь до чернильного, в светлое сменяясь выцветшим лазурным. Этот выцветший оттенок, особенно в начале сюжета, и есть основное настроение, настроение главных героев, их блёклый, меланхоличный эмоциональный фон.

Любопытными становятся детали, которые режиссёр то в одной, то в другой сцене добавляет, чтобы привести в гармонию синий цвет, то миксуя с красными объектами, то добавляя жёлтого. Смотрите, какая любовь к деталям: к жёлтой футболке Билла Мюррея добавляется пурпурный парик Скарлет Йоханссон. Сцена молчаливой прогулки главной героини получает совершенно иное прочтение: пурпурный делает чувство одиночества и отстранённости ещё более меланхоличным. Если бы свет был мягкий и теплый, настроение было бы совершенно другим!

Ну и конечно, София Кополла не первая, кто использует комплементарное сочетание зелёного с красным.

«АМЕЛИ»

Жемчужина работы с цветом, которую нельзя было обойти! Культовый фильм, запомнившийся многим как раз благодаря своей ненастоящей, сказочной, плёночной колористике. Но даже красивая сказка, да ещё и с Одри Тоту в главной роли — это тонкий расчёт и мастерская работа режиссёра! Работа над каждой сценой, чтобы выдержать цветовой баланс в равновесии, а весь фильм — в единой стилистике.

С точки зрения цвета, «Амели» — это ода жёлтому, зелёному и красному, жонглирование сочетаниями этих цветов, их переплетение между собой. Чтобы достигнуть комфортного визуального восприятия для зрителей, режиссёр, словно вишенку на кусок торта, добавляет колористические акценты там, где их не хватает. Чаши цветов приходят в равновесие. Показательные детали этого приёма — красный чемоданчик, красная надпись на стене (в кадре где нет ничего красного, а этот цвет был нужен) и даже красные овощи на столе, в сцене, где Амели обедает с отцом.

Чем глубже анализ этих расставленных точек в нужных местах — тем больший восторг от работы режиссёра. Мир героини Одри Тоту — немного сказочный, милый, где-то инфантильный и наполненный яркими мелочами. Кажется, автору удалось воплотить эти мелочи, как если бы это делала сама Амели, в том числе за счет таких акцентов.

«ЛА-ЛА ЛЭНД»

Буйство красок и мастерство работы с цветом в кадре с первых же минут! Важно отметить: по сравнению с «Амели», картинка «Ла-Ла Лэнда» более сдержанная. В первом случае на весь экран словно наложили какой-то фильтр из инстаграма и выкрутили насыщенность на полную, то в случае Ла-Ла Лэнда краски не кажутся эффектом плёнки или намеренно искаженными, всё выглядит натуралистично за редким исключением.

Анализируя колористику, можно заметить, как режиссёр внедряет в фильм те или иные детали, которые играют на плоскости цветовых сочетаний. Детали вроде одежды, заката и цвета вывесок, а не общая цветокоррекция кадра. Это еще любопытнее! Не только Коппола использует сочетание противоположных цветов — красный и зелёный, в Ла-Ла Лэнде они тоже есть. Красной курткой режиссёр обыгрывает зелёный цвет хромакея в сюжете, уравновешивая его. То же самое происходит с красной курткой, но уже с героем Райна Гослинга на фоне цветущего сада.

Я не зря оговорился про колористику с самого начала фильма: в первой сцене можно увидеть сочетание красного и синего вновь за счёт яркой одежды персонажей. И это не единственный раз! Оттенки синего и красного появляются в картине довольно часто. Что любопытно: лишь в редком случае это получается за счёт цветокоррекции источников цвета — в основном всё построено на цвете костюмов и локации.

Сочетания жёлтого/оранжевого с синим и зелёного с жёлтым в картине так же встречаются. Куда любопытнее выглядит использование пурпурного! От ярко-розового (сцена в душе) до еле заметного, бледновато-пурпурного, когда главные герои выходят из кафе на улицу. Присмотритесь, теневые участки подкрашены в розоватый. Но лишь слегка. Чтобы гармонично дополнить зеленый фасад кофейни.

«ОНА»

Режиссёрский дебют Спайка Джонса, полностью написанный и срежиссированный самостоятельно (до этого у него были другие картины, но в соавторстве), в котором также один главный цвет и один главный герой. Красный цвет действительно прошел красной нитью через всё повествование. Он — спутник главного герой в исполнении Хоакина Феникса.

Красный относится к спектру тёплых цветов. Это яркий, претенциозный, заметный и агрессивный цвет. Это фильм с одним главенствующим цветом: одинокий красный обрамлен теплой цветовой гаммой. Фильм тёплый по тонам: песочный, оранжевый, охра. Даже сам Теодор русый! И остальные герои почти все со светлыми волосами.

Заметный красный в некоторых сценах видоизменяется в розовато-лососёвый, и тогда режиссёр уравновешивает его салатовым оттенком зелёного цвета. Отдельного внимания заслуживает самая первая сцена фильма, которая отличается по цветовому оформлению. Там нет тёплого, нет охры и даже зеленых полутонов: герой Хоакина Феникса в одиночестве идет в своей яркой красной рубашке в окружении небоскрёбов под холодным, электрически-лазурным оттенком города вокруг. Колористика этой сцены объясняет и характер главного героя, и атмосферу фильма — холодное одиночество, аутентичность, покинутость, отличие от других. 

*БОНУС: «НЕБО НАД БЕРЛИНОМ»

Совершенно не очевидный, но очень хитро скроенный с точки зрения цвета в кадре фильм. Впрочем, режиссёрская работа и сам сценарий Вима Вандерса также на высоте! Главная фишка фильма — он на три четверти черно-белый. Цветной картина становится только ближе к финалу. Такой ход был сделан неслучайно. Более того, это очень органично вписано в сюжет фильма, следуя которому, лишь упав на землю, Дамиэль попадает в реальную, красочную жизнь. Жизнь, происходящую каждый день. Простую, окружающую нас.

Фильм нельзя ставить в один ряд с «Амели» или «Черничными ночами» с точки зрения колористики: здесь она не то, чтобы величайшая. Вандерс филигранно работает с кадрами и ракурсами, лишь иногда, где необходимо, выдавая заметные сочетания цветов. Так, например, можно встретить фиолетовый и жёлтый, зелёный с красным и бордово-винный в компании бирюзово-синего. Режиссёр делает это мастерски также по той причине, что эти сочетания мимолетны, скромны и совсем не бросаются в глаза.

Такими решениями Вандерс словно добавляет маленькую вишенку на тех кусках, где её не хватает. Кусках всё того же торта сбалансированного визуального восприятия. В удовольствие!

Ставьте лайки и комментируйте, если хотели бы видеть вторую часть такого разбора фильмов по цветовым сочетаниям!

1

13 сент. 2021

2516

1

0

0

Самые новые

Самые читаемые